Баннеры

Краеведение

К содержанию

Храм Преображения Господня с. Николо - Пестровка

Спасо-Преображенская Церковь(с.Нико-Пестровка)

Спасо-Преображенская Церковь - поистине «жемчужина»  Иссинского края. Это единственная церковь в районе и одна из немногих в области, которая уцелела в период повального разгрома храмов, учинённого коммунистами в 30-х годах. Хотя попытки стереть её с лица земли предпринимались, вследствие чего церковь лишилась самого большого колокола. Однако прихожане не позволили разрушить храм. Церковь действовала при советской власти, работает и теперь.

Расположена она в центре села, на самом возвышенном месте. Её хорошо видно со всех сторон. «От Консистории в 120, а от духовного правления 49 верстах. Ближайшая церковь в Знаменской Пёстровке в 2-х верстах и Акшенасская в 4-х верстах»[1] - читаем в клировых ведомостях за 1816 год.

 

Здание церкви было построено в 1740 году старанием статского советника  Петра Ивановича Левашова и освящено в 1741 году, каменное с деревянною колокольней. Холодное. В клировых  ведомостях за  1816 год говорится: «Церковь 1-я каменного здания во Имя Спаса Преображения Господня. К вмещению прихожан способная, благолепием украшена хорошо. Сосуды и весь прибор серебренный. Построена в 740м освещена 741м годах протоиереем Максимом Акимовым Саранским[2]». Из этих  же ведомостей мы узнаём, что  в селе была 2-я церковь - кладбищенская. «2-я кладбищенская, деревянного здания, во Имя Николая Чудотворца. К вмещению прихожан способная, благолепием украшена порядочно. Сосуды  и весь прибор серебренный. Построена в 704м году освещена в том же году Саранского Петропавловского монастыря игуменом Амвросием[3]». 

     Из исторических источников, мы узнали, что в конце XVIII века в церкви священнослужителей   было по штату: 2 священника, 1 дьяк, 2 дьячка, 2 пономаря.

                Такие же сведения мы видим в ведомостях за 1819, 1829-1834 годы.  А в ведомости за 1836 год сказано: «Здание каменное с деревянною колокольнею, требует поправления рундуков, укрепления дверей, приведения в благовидность колокольни краскою или штукатуркою, под которую она прежде была, и поправления иконостаса[4]». 

Церковь перестраивалась стараниями прихожан дважды: в 1848 и 1891 годах.  Из пояснительной записки пензенского епархиального архитектора к проекту на пристройку трапезной и колокольни к существующей каменной церкви мы узнаём, что вместо существующей трапезной предполагается возвести новую, больших размеров, чтобы в ней могли вместиться до 400 человек. В трапезной предполагается устроить один придел. «Фундамент  под стенами трапезной должен быть шире стен на 10 вершков так, чтобы с разной стороны оставались обрезы по 5 вершков.  Под колокольнею и арками должен быть фундамент сплошной без разрывов, причем обрезы фундамента под колокольнею не должны быть меньше 8 вершков. Глубина заложения фундамента под колокольнею не должна быть меньше 3х арш. , а под трапезными стенками не меньше 2х аршин. Кладка фундамента должна быть произведена «под лопатку», укладывая каждый камень на известковый раствор с расщебенкою и заливкой прыском пустот между камнями». Большое внимание уделяется качеству кирпича. Он должен быть «хорошо прожаренным». «В местах, указанных на поперечном разрезе, должны быть заложены железные связи, толщиной 1/2 дюйма, шириной 3 дюйма»[5](1 дюйм =4,45 см.). Также у нас имеется документ  с описанием работы,  наименование  и расход  материалов, затраченные суммы.

Все прихожане принимали участие в перестройке храма. По воспоминаниям старожилов,  в цемент добавляли яйца, принесённые прихожанами, поэтому кладка была очень прочной.     В каждый кирпич люди  вкладывали свою  любовь и  преданность. Церковь была значительно расширена.  Престолов в ней  стало два: один во имя Преображения Господня, другой – во имя Святителя Чудотворца Николая.

  Первая часть церкви  – притвор, преддверие храма, отделённый от средней части глухой стеной. В притвор посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. 

 Средняя часть – собственно храм – место для верующих. Над средней частью поднимается купол. Купол символизирует небо, поэтому на нем изображают Иисуса Христа в окружении ангелов и святых.

  Третьей, самой главной, священной частью храма является алтарь, который всегда устраивается на восточной стороне церкви на возвышении, называемом солеёй. В алтаре находится престол, на котором всегда лежит напрестольное Евангелие, напрестольный крест, стоят сосуды, используемые при совершении таинств. Алтарь отделен от средней части храма иконостасом.

      Посередине церкви висит паникадило. Зажжением или тушением паникадила отмечаются моменты богослужения, когда мы вспоминаем печальные или радостные священные события.

       Крест – главный символ христианства, поэтому он ставится над   храмом. Высокая колокольня символизирует гору, духовную высоту.

Колокола, украсившие колокольню, до сих пор созывают прихожан на службу. Правда, до наших дней сохранилось только три колокола, а четвёртый, самый большой, весом в 60 пудов, во время гонения на церкви сбросили с колокольни. По воспоминаниям старожилов, люди стояли и плакали, с ужасом смотрели на  падение колокола, который  наполовину ушёл в землю. Затем его увезли. В большой колокол звонили при пожаре или в метель, ураган, когда кто заблудится, ведь зимы тогда были суровые. Звон колокола был слышен даже в Мордовии.

                Большой вклад в украшение храма принадлежит священнику Василию Егорову Алмазову, внуку заштатного священника Фёдора Иванова, который служил при Спасо-Приображенской церкви села Никольская Пёстровка с 4 апреля 1820 года (раннее с 1812 г. был в должности понаморя).  В Клировых ведомостях за 1857 год сказано: «Священник Василий Егоров Алмазов, Диаконский сын. В Семинарии обучался и окончил курс Богословских наук во 2 разряде. В 1851 году июня 25 дня рукоположен к сей церкви во Священника. В 1853 году 16 февраля    на попечении  об украшении храма Господня объявлено Архипасторское благословление»[6]     Священник Василий Егоров Алмазов более 40 лет прослужил в данной церкви. Он и его  жена Надежда Николаева сделали очень много для церкви и для прихода. Они   показывали пример высокой нравственности. Воспитали  5 детей: Николая, Ольгу, Александра, Софию, Владимира.  Люди не забыли их доброты и вклада в благоустройство церкви, до сих пор они всегда упоминаются за упокой как жертвователи храму. Чтут в церкви также благоукрасителя  храма Ивана Чернова.

В последующие годы проводился частичный ремонт, реставрация икон и фресок, об этом свидетельствуют исследуемые документы.

       При церкви были построены здания, которые имели социальное и хозяйственное значение. Церковь обнесена деревянной оградой. В ограде   имеются захоронения середины XIX века местных помещиков  надворного советника Дмитрия Максимовича и полковника Фёдора Семёновича Мироновых.

 До Октябрьской Социалистической революции церковь ведала вопросами демографии населения. В метрических книгах строго вёлся учет за каждый год: о родившихся, их родителях, восприемниках(т.е. крёстных-родителях) и умерших.  Возьмем метрические книги за  1848 год. Родилось 92 человека: из них мужского пола 36, женского 56 чел.  Умерло 88 человек: из них 42 муж. пола, 46 женского. В 1909 году рождений было 129 человек: из них мужского пола 66, женского 63 чел., умерло 79 чел.: из них мужского пола 38, женского 41 чел.  

  Браков в 1848 году было 16, в 1909 – 20.  Очень ответственно подходили к бракосочетанию.   На имя священника подавалось прошение от вотчинного правления на разрешение сочетаться браком, в том числе и крестьянских людей. Церковь разрешала сочетаться браком лицам, не достигшим брачного возраста, если в этом была острая необходимость, например нехватка рабочих рук.  В музее есть записи Спасо-Преображенской церкви о бракосочетании 1797 – 1799 годов. Исследуя исторические материалы XVIII века, мы видим, что большое значение придавали взаимному согласию,  и нет ли каких препятствий для вступления в брак. Если сравнить эти три года, то в 1797 было 24 брака, в  1798  - 50, а в 1799 – 22 браков.

    В клировых духовных ведомостях есть такие записи о прихожанах означенной церкви: сколько было дворов прихожан помещичьих крестьян, число душ мужского и женского пола.

   В исповедальных росписях  вёлся учёт всех пришедших и не пришедших к исповеди, сколько всего дворов в сёлах, общая численность населения по  категориям.

Просветительской деятельностью на селе также занималась церковь. Из духовных ведомостей мы узнаём, что Земское училище существовало с 1885 года, а в 1890 году закрыто. В1895 году открыта школа грамоты, которая переименована в том же году в одноклассную церковно-приходскую школу. В 1903 году обучалось 43 мальчика, из которых 6 закончили с правом на IV разряд. В 1904 году прихожанами построено новое здание под школу с помощью средств училищного совета при святейшем синоде (300 р.) и уездного комитета попечительства о народной трезвости (200 р.). В 1904 году обучалось 45 мальчиков, из которых с правом на льготу IV разряда окончило 5. В 1906, 1907, 1908 обучалось соответственно 48, 50, 53 мальчика, с правом на льготу IV разряда окончили курсы соответственно 9, 9, 5 учащихся.

О демократическом характере правления церковью говорит документ 1909 года, где говорится о сходе прихожан по выбору старосты и представителей для учёта и поверки церковной кружки.

Церковь ведала и многими другими делами, что в церкви  не только вели службы, осуществляли религиозные обряды (крещение, венчание, отпевание и т. д.), читали проповеди. Церковь помогала людям выжить в трудные времена. Колокола Спасо-Преображенской церкви помогали путникам в пургу и метель не заблудиться в округе. Церковнослужителями проводилась большая культурно-идеологическая работа на селе и в округе, они были главными распространителями грамоты,  вели учёт населения прихода. Церковь была центром культуры, а её служители показывали пример благодетельного человека.

Новые страшные времена наступили для Спасо-Преображенской церкви, как и для всей Русской Церкви, после большевистского переворота 1917 года. Советская власть видела в Церкви Христовой одного из главных своих врагов и поэтому с первых дней существования повела с ней беспощадную борьбу. Особенно эта борьба развернулась в 30-е годы. Повсеместно закрывались церкви. Не обошла стороной эта участь и Знаменно-Пёстровскую церковь Во имя Знамения Пресвятой Богородицы, имущество которой было разграблено, а иконы сжигали или делали из них колоды для свиней. Предпринимались попытки уничтожить и Спасо-Преображенскую церковь, но она была спасена ценой человеческой жизни.  Старостой церкви был Кондраков Сергей Андреевич, у него и находились ключи. Но всю ответственность взяла на себя прихожанка Ананьева Евдокия, на руках у которой было 5 детей. Она сказала, что ключи находятся у неё, но  их ни за что не отдаст. Её арестовали и увезли, она погибла в тюремном заключении, оставив сиротами детей, но осталась верна православной вере.  Попытки разрушить церковь предпринимались не раз, но волей Бога  и прихожан она осталась нетронутой. Только лишилась большого колокола.

Нелегко пришлось и старосте Сергею Андреевичу. По словам его внучки Сидоровой (Кондраковой) Лидии Ивановны,  деда несколько раз забирали, но потом отпускали, т.к. не знали, что ключи у него. Всё время, пока церковь была закрыта, он старался сохранить церковное имущество. Упаковав в брезент, самое ценное закопали на огороде.

Но как говорится в пословице, «не было бы счастья, да несчастье помогло».  Над нашим государством нависла  страшная угроза – война. 22 июня 1941 года наряду со светским обращением народного комиссара по иностранным делам В.М. Молотова «Граждане и гражданки!» православные в тот же день услышали: «»Братья и сёстры! Православная церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она своего народа и теперь» - послание к пастырям и всем православным христианам Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Московского и Коломенского Сергия. Всеобщая беда и твёрдая патриотическая позиция церкви заставила руководство страны изменить свою религиозную политику. 28 ноября 1943 г. вышло постановление «О порядке открытия церквей». «К началу Великой Отечественной войны в Пензенской области остались только две действующие церкви – Митрофановская в Пензе и Казанская в Кузнецке. Всего же в середине 1944 г. в Пензенской области насчитывалось 506 православных храмов, из них 476 использовались под культурно-хозяйственные цели (клубы,склады), 28–стояли пустыми»[7]. В1944 г. было разрешено открыть церковь в с. Никольская Пёстровка. Вот как  вспоминает об открытии церкви Гундарова Анна Григорьевна 1927 года рождения: « У нас в Знаменке жил слепой дядя Петя. Он был глубоко верующим человеком и всегда говорил, что Господь не допустит, чтобы нас, православных, победили. На Руси много святых, которые молятся за нас. Он рассказывал, что один старец в Иерусалиме ушёл в затвор и молился за нашу Россию. Однажды старцу был голос, чтобы Сталин отпустил из тюрьмы священников и открыл церкви. 22 апреля 1945 года в  церкви с. Никольская Пёстровка была проведена первая служба после  десятилетнего перерыва. А 6 мая 1945 года был великий праздник Пасхи.  Народу было очень много с разных сёл, ведь церковь осталась одна во всей округе.. На Радостное воскресенье служили Благодарственный молебен  по окончанию Великой Отечественной войны. Священником был отец Александр Зарин».

      В годы войны Пензенская православная церковь вела большую патриотическую деятельность. Только за 1945 год церквями Пензенской области было собрано 4 млн.697 тыс.700руб., из них Николо-Пёстровской церковью – 22000 руб.

     После окончания войны протоиерей Александр Дмитриевич Зарин, настоятель Преображенской церкви с. Никольская Пёстровка, был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

    После войны церковь как могла поддерживала людей, ведь многие  из них не дождались своих  детей, мужей, братьев с фронта. Православная вера помогла людям пережить тяжёлое время и вселяла в них веру, надежду и любовь к ближнему.  В церковь шли с разных концов нашего края, ведь она была одна действующая. Из воспоминания Ванчужевой Раисы Николаевны1935 г.р. жительницы г.Пенза: «Родом я из Большого Вьяса Лунинского района. В 1947 г. я и моя подруга Валентина с тётей Исайчевой Неонилой Васильевной пошли пешком из Большого Вьяса в Николо-Пёстровскую церковь. Шли целый день, разными сёлами. Пришли лишь к вечеру. В Никольске нас пустили на ночлег в какой-то дом. Хозяева были очень приветливы, напоили нас чаем из трав, я до сих пор помню его вкус,  и уложили спать. Утром мы пришли на службу. В церкви был полумрак и царило  какое-то умиротворение, было так спокойно и хорошо. Церковь была большая, и в ней было очень красиво. Этот поход в церковь произвёл на меня большое впечатление»..

       В настоящее время настоятель – игумен Анастасий(Евстифеев).



[1] Школьный краеведческий музей. Клировые ведомости за 1816 год.  Оп.№408

[2] Там же

[3] Там же

[4] Школьный краеведческий музей. Клировые ведомости за 1836 год.  Оп.№414

[5] Школьный краеведческий музей. Пояснительная записка к проекту.   Оп.№456

[6] Школьный краеведческий музей. Клировые ведомости за 1857 год.  Оп.№419

[7] Пензенские епархиальные ведомости. 2010, №5 с. 22-23